25 июня 2018 18:18

Архив номеров

Дистрибуция

Новости


Реклама

Контакты

Вакансии

3/21

Содержание номера

За всеми покупками - в один магазин

Анастасия Закревская

В последнее временем украинский потребитель вопреки традиции - бродить по маленьким магазинам - стал все больше склоняться к покупкам в одном магазине, где можно приобрести все, чего душа пожелает. Сегодня их уже около десятка - "Билла", "Макси", "Fozzy", "Мегамаркет" и т. п. А несколько лет назад был лишь один - "Фуршет" на Ярославской - первый большой супермаркет, после которого на рынке начали появляться, словно грибы после дождя, и другие. О нюансах его работы и секретах, как собирать в своих залах большое количество посетителей, читателям "Товара лицом" рассказывает директор сети оптово-розничных магазинов "Фуршет" Александр Янишевский.








ТоварЛицом.: Александр Владимирович, как появилась идея открыть супермаркет наподобие уже давно действующих на Западе магазинов?

Александр Янишевский: Все началось восемь лет назад с ООО "Гарантия-Трейд", которое занималось реализацией продукции фирмы "Ферреро". Параллельно мы имели 5-6 небольших магазинчиков "Ля Фуршет" по Киеву. Два года назад компания разделилась на две ветви: одна сконцентрировалась на работе крупнооптовых мегамаркетов, другая опекала только "Фуршеты", хотя уже с логотипом без французского артикля "ля". Именно тогда мы поняли, что малые розничные торговые пункты отжили свое и пришло время больших магазинов. В день рождения его площадь достигала всего 850 м2, а само помещение состояло только из двух залов - для товаров личной гигиены, кондитерских изделий и соков. Поработав 8-9 месяцев, мы почувствовали, что не хватает места - люди пошли в такие магазины, много покупателей начали приезжать на машинах - и мы построили еще один зал на 400 с лишним метров, где сегодня расположена группа морозильной продукции (рыба, мясо, колбаса и т. п.). Но наплыв посетителей все увеличивался, и нам пришлось опять расширяться - буквально перед Новым годом открылся еще один отдел площадью около тысячи квадратных метров - где можно выбрать бакалейные товары, воду, алкогольные напитки

Т.Л.: А этого помещения вам хватает?

А.Я.: Вообще-то нет. Сейчас маркет занимает 2200 - 2500 м2, и если бы мы имели возможность достроить еще метров 800, было бы просто замечательно.

Т.Л.: На первый взгляд, большой магазин работает по хорошо отработанной схеме и без сбоев. И все же, какие проблемы подкарауливают супермаркеты в условиях украинского рынка?

А.Я.: Что касается нашего "Фуршета", то, несмотря на широкий ассортимент, приемлемые цены, постоянную заполненность магазина покупателями, длительное время оставался нерешенным вопрос со стоянкой для автомобилей. В отличие от хорошо известной в Киеве "Биллы", владельцы которой заранее знали, каким будет этот маркет (поэтому стоянка была предусмотрена еще в рабочем проекте), наш магазин с самого начала строился по принципу уютного домашнего торгового центра, а потому острой необходимости в большой стоянке не было. Но время все изменило, и несколько месяцев назад мы вынуждены были выделить дополнительные средства и организовать 80-100 мест для машин, вследствие чего число наших клиентов увеличилось.

Т.Л.: Как вам удается ежедневно заполнять маркет таким огромным количеством товаров?

А.Я.: У нас каждый менеджер закреплен за отдельной группой товаров и отвечает за то, чтобы они вовремя появлялись на полках магазина. В основном мы покупаем продукцию здесь у импортеров, дилеров и трейдеров, и только небольшая часть - около 10% - приобретается непосредственно за границей. Сегодня с нами сотрудничают более 600 поставщиков. Работаем со всеми, кто имеет возможность поставлять нам продукцию на приемлемых условиях, по нормальным ценам.

Т.Л.: Деятельность многих супермаркетов построена по принципу оптовой и лишь частично - розничной торговли.

А.Я.: Такие предприятия уже работают на рынке, но наш магазин больше ориентирован на розничного покупателя, хотя есть и оптовые клиенты - рестораны, бары, кофейни, представительства и т.п. Сегодня перед нами встал другой важный вопрос - повышение культуры обслуживания.

Т.Л.: Каким образом вы планируете этого достичь?

А.Я.: Прежде всего мы вкладываем силы и деньги в обучение персонала - продавцов, кассиров, администраторов. Продолжается тендер среди агентств, которые будут этим заниматься. Думаю, что продавцы и кассиры будут учиться в Киеве, а для персонала высшего уровня предполагается стажировка за границей. В наши планы также входит обучение сотрудников иностранным языкам, ведь нас посещает очень много иностранцев.

Т.Л.: А разве, когда вы открывали магазин и принимали на работу людей, на профессионализм внимания не обращали?

А.Я.: Мы имели достаточно большой опыт работы в торговле и уже тогда понимали, какие нам нужны работники. Причем товарищеские и семейные связи не учитывались. Все претенденты проходили жесткий конкурс, стажировку, после чего были отобраны самые лучшие. Кстати, в нашем супермаркете работает много мужчин. Ежедневно мы выгружаем до 120-150 автомашин с товаром, а женские руки все-таки не могут перенести такой объем продукции. Кстати, именно в этом супермаркете, по нашим данным, наибольшая средняя покупка по сравнению с другими магазинами Киева. И это проверенные цифры. Сюда заходят одни из самых богатых клиентов. Доля посетителей, которые за один раз покупают значительное количество товара, достигает около 85% (почти все они наши постоянные клиенты). А если подъехать к "Фуршету" в пятницу или субботу и посмотреть на количество машин с дипломатическими номерами - убедитесь, что таких около половины. Для постоянных клиентов действует система дисконтной карточки - чем больше человек покупает, тем большая скидка. Уже год мы работаем круглосуточно.

Т.Л.: У вас давно действует система расчета по кредитным карточкам. Как она сегодня приживается у нас на рынке?

А.Я.: Некоторые маркеты ставят банкоматы, чтобы можно было "снимать" деньги с карточки и рассчитываться наличными. Мы же считаем необходимым иметь на кассе так называемые посттерминалы, поскольку не всегда и не всем выгодно обменивать деньги в банкомате. Кредитные карточки - уже давно обычная форма расчета для иностранцев, которые часто посещают наш магазин.

Т.Л.: А что вы собираетесь предложить посетителям в ближайшее время?

А.Я.: Во-первых, у нас уже шесть месяцев действует система "интернет-магазина", где люди при нежелании ехать в "Фуршет" могут приобрести товар (по тем же ценам, на тех же условиях) с доставкой домой. Есть и другие наработки, но об этом - в следующий раз. Среди стратегических планов - открыть до конца года 10-12 магазинов по Киеву (пять "Фуршетов" уже есть, через месяц будет семь), из которых два - больших, общей площадью более 2-2,5 тысяч кв. м.



Сделано в AMT, 2003