17 декабря 2018 15:37

Архив номеров

Дистрибуция

Новости


Реклама

Контакты

Вакансии

8/24

Содержание номера

Общим фронтом против подделок

ВАЛЕРИЙ МОГИЛЬНЫЙ

B рамках программы “Україні – безпечне харчування!”, инициированной Институтом потребителя, в Киеве прошла конференция, посвященная методам защиты пищевой продукции от подделок. В работе конференции приняли участие представители правительственных структур, производителей, потребительских организаций, научных учреждений, а также журналисты.


В Украине продолжается война, в которой страна несет огромные потери. Это война с подделками пищевых продуктов. Только от употребления фальсифицированных алкогольных напитков, по некоторым данным, ежегодно гибнет до 10 тысяч украинцев. Конечно, на фоне этой ужасной цифры несколько кощунственно говорить об экономических потерях, но, в конце концов, если бюджет теряет каждый год более миллиарда гривен, которые можно было бы направить в сферу здравоохранения и социальной защиты, то это тоже означает потерю множества жизней.

Кроме алкогольных напитков (до 51% общего объема продаж – фальсификаты), мошенникам выгодно подделывать также молочные продукты, в первую очередь – йогурты (30% фальсификата) и сливочное масло (50% фальсификата). Подделываются сегодня и чай, кондитерские изделия (особенно шоколад), консервы (паштеты, шпроты), минеральные воды, соки.

Конечно, государство не остается равнодушным к такому положению дел. С подделками борются такие серьезные государственные структуры как милиция, СБУ, таможенные и санитарные службы. Более того, в последние годы наметились изменения к лучшему. Но добиться настоящего перелома в этой войне и выиграть ее поможет только прочный союз правительственных учреждений, производителей, торговых организаций и потребителей. В достижении такого союза как раз и состоит цель программы “Україні – безпечне харчування!”

На конференции в Киеве подводились итоги первого этапа осуществления программы. Проведя ряд встреч с представителями производителей и контрольных органов в регионах Украины (Киев, Львов, Днепропетровск, Харьков, Донецк), организаторы программы вынесли на обсуждение широкой общественности и специалистов наиболее конструктивные предложения, высказанные в ходе этих региональных семинаров.

Если систематизировать то, что содержалось в многочисленных выступлениях на конференции, то основные современные принципы защиты продукции от подделок будут выглядеть так:

Обеспечение экономической нецелесообразности подделок

Деятельность фальсификаторов имеет для них смысл только тогда, когда она не просто экономически рентабельна, а высокорентабельна. Поэтому производителям следует обращаться к таким технологиям упаковки, которые дешевы в промышленных масштабах, но дороги и трудоемки при полукустарном производстве.<.p>

Комбинация разных подходов

Нельзя полагаться на какой-то один метод защиты хотя бы потому, что одного-единственного действенного метода попросту не существует. Поэтому нужно применять сочетание подходов. Как правило, это комбинация очевидной, объявленной защиты, доступной для контроля потребителем, с защитой, информация о которой приводится в сертификате качества, а также со скрытой защитой, о которой знают только производитель и правоохранительные органы.

Приспособление к изменениям

Не следует недооценивать ту скорость, с которой фальсификаторы способны справиться с самой современной защитой, если это будет сулить им сверхприбыли. Поэтому производителям нужно постоянно отслеживать методы фальсификации и обновлять подходы к защите.

Потребитель – последний рубеж в борьбе

И поэтому потребитель должен иметь информацию о наличии на рынке фальсификатов и о том, как их отличить от оригинальной продукции. Производитель может информировать потребителя посредством рекламных материалов, сообщений в СМИ, горячих линий, специальных брошюр и листовок. Максимально доступным для потребителя должно быть также и определение оригинальности продукции.

Сотрудничество с правоохранительными и фискальными органами

Производители имеют право отслеживать происхождение фальсифицированной продукции. О результатах такой работы они должны сообщать в правоохранительные органы, которые не могут действовать эффективно, не имея информации о происхождении товара.

Применение самых совершенных технологий защиты от подделок

Применение самых последних технологических достижений – это шанс производителя на несколько шагов опередить мошенника. На конференции речь шла о технологической защите в ходе упаковки и оформления этикетки (это голограммы, тиснения, металлографическая печать, конструкция пробок, запайка крышек, лазерная и иная маркировка); об информационной защите, которая позволяет сличить товар с заявленными его характеристиками, то есть с названием, номером партии, данными сертификата соответствия (сюда относится, скажем, двумерный или комбинированный штрих-код, который позволяет закодировать больше информации, чем обычный).

Особое внимание было уделено самому новому методу защиты – латентным изображениям. О них рассказали представители концерна “Оверлайн”, который впервые в Украине применил этот метод на водочных бутылках ТМ “Мягков”. Латентные изображения – это незаметные для глаза надписи, которые можно увидеть только через поляроидное стекло или пленку. Изготовление латентных изображений не требует особых затрат, но подделывать этот метод фальсификаторы научатся еще не скоро, поскольку в его основе лежит патентованная технология, которая хранится в тайне.

Среди дальнейших шагов в рамках программы “Україні – безпечне харчування!” - проведение региональніх семинаров для правозащитных и иных организаций и учреждений, открытие информационной горячей линии, открытие сайта программы, выпуск серии справочников для потребителя.

На конференции зачитано открытое письмо правительству с требованием создать Межведомственный надзорный совет по вопросам фальсификации.

Подводя итог конференции, Наталья Бородачева, вице-президент Института потребителя призвала всех присутствующих, все заинтересованные стороны активней участвовать в осуществлении программы.

“Мы положили начало хорошему делу, - сказала она, - но защиту потребителя, как и защиту качества, нужно совершенствовать. Перед нами еще много задач, выполнение которых зависит от доброй воли всех задействованных на рынке сил”.



Сделано в AMT, 2003