17 декабря 2018 15:36

Архив номеров

Дистрибуция

Новости


Реклама

Контакты

Вакансии

8/24

Содержание номера

Клубничка – для бизнеса

ОЛЬГА ШВАГУЛЯК-ШОСТАК

Mиллионы тонн замороженных овощей и фруктов способен проглотить за год пищевой украинский рынок. Но сегодня он преимущественно питается импортными “минусовыми” продуктами, часто – с припрятанным контрабандным привкусом. Поэтому украинским переработчикам, которые начали профессионально “дегустировать” замораживающий вид бизнеса, в течение нескольких ближайших лет не будет мешать локоть внутреннего конкурента. Наоборот, у отечественных предприятий уже с рук покупают замороженные овощи и фрукты польские и голландские дистрибьюторы.


Для дорогого агрария – любой каприз

Августовская жара. На большом подносе в кабинете директора ООО “ВАТТЮС” (г. Стрый, Львовская область) Василия Талайло – прямо из морозильного склада – “дымится” ассорти из июньской клубники, июльских вишни с черникой, августовской ежевики. Любимая клубника тает у меня на языке - сочно, ароматно-вкусно, прохладно и хорошо настраивает на тему разговора. Озабоченный сезонным “пиком” производства Василий Талайло пытается втиснуть свой бизнес в несколькочасовой рассказ. Тогда как фруктовая “машина времени”, которая замораживает эту вкуснятину, без лишних органолептических эмоций монотонно делает свое дело за стеной, чтобы на целый год растянуть каждое сезонное удовольствие.

Закладку “морозящего” - овощи на зиму - бизнеса ООО “ВАТТЮС”, как предусмотрительный хозяин, начал год назад с создания сырьевой базы. Предприятие заключило договоры с семью десятками заготовительных пунктов в разных районах Львовской и соседней Ивано-Франковской областей, которые стали стабильными “сборщиками” фруктов и овощей. Ежедневно к ним пунктуально подруливают грузовики от “ВАТТЮС”а и забирают деликатный урожай, который, в случае форс-мажорной задержки, уже на следующий день можно списывать со счетов. Его не купит переработчик.

- Без хорошо сформированной сети поставщиков и продуманной схемы автомаршрутов предприятие не смогло бы загрузить свои мощности и вылетело бы в трубу, - объясняет “Товару лицом” один из фундаментальных принципов своего бизнеса директор ООО “ВАТТЮС” Василь Талайло. - Чтобы работать рентабельно, мы должны ежедневно замораживать не меньше 50 тонн фруктово-овощной продукции. В разгар вишневого сезона с наших пунктов привозили по 30 тонн этой ягоды. Остальное приходится докупать у неорганизованных поставщиков.

Итак, сырьевая база станет самой дефицитной составляющей для тех, кто желает начать “морозильное” дело. Но в сравнении с предыдущими годами ныне в частных хозяйствах просматривается позитивная тенденция возрождения ягодных культур. В западном регионе Украины большие площади уже засажены кустами черной и красной смородины.

Чтобы закрепить за собой хозяйства, выращивающие сырье, ООО “ВАТТЮС” рассчитывается с поставщиками сразу или даже наперед. Более того, предприятие “подкармливает” производителей, обеспечивая их бесплатными саженцами тих сортов фруктов, которые лучше всего подходят для замораживания.

Каждому фрукту - свое оборудование

Большую домашнюю кухню, где хозяйка делает заготовки на зиму, более всего на “ВАТТЮС”е напоминает клубничный конвейер, где почти нет механизированного труда. Согретая солнцем ягода, предварительно охлажденная в холодильном помещении (1800 м3), ложится на инспекционные столы в цеху переработки сырья (200 м2). Там проворные работницы, стоя по обе стороны стола, вручную удаляют у клубники плодоножку. Потом транспортером рубиновая ягода плывет в моечную машину, а оттуда - на “шоковую терапию” в туннель глубокой заморозки. “Их лучше иметь два, - советует Василий Талайло. - Тогда параллельно можно перерабатывать разные виды сырья”.

Уже через час из туннеля выгружают две тонны твердых, как камешки, ягод, и в течение следующего часа расфасовывают по 25 кг в бумажные мешки и ящики.

- Такая большая упаковка удобна и экономически оправдана, - объяснили “Товару лицом” на “ВАТТЮС”е. – Ведь замороженные фрукты предназначены для производителей, которые используют “застывшие” витамины, чтобы изготавливать из них наполнители для мороженого, йогуртов и других продуктов.

Операции с другими ягодами происходят по почти аналогичному сценарию. С тем только отличием, что под каждый вид продукции изменяется конфигурация оборудования. Например, к устройствам, которые манипулируют с вишнями, присоединяется еще машина, виртуозно откручивающая хвостик, и автомат, который мгновенно выбивает косточку. Оперативно построить новую линию позволяет мобильная техника: “отработанные” автоматы убирают из цеха и заменяют новыми устройствами, связанными универсальными мостиками-транспортерами. В финишной в технологической цепочке - фреоновой или аммиачной холодильной камере - готовые ягоды могут, не теряя своих качеств, храниться в течение года. Тайм-аут предприниматели обычно используют для увеличения стоимости продукции. Как рассказал Василий Талайло, свою июньскую клубнику, на которую даже в сезон был большой спрос, он, например, планирует продержать до осени и тогда уже продать по самой выгодной цене: на 20-25% дороже, чем в летнюю пору.

Ягоды - на Запад, овощи - на Восток

Самыми перспективными для экспорта на Запад, по маркетинговым исследованиям, являются ягоды: вишня, смородина, крыжовник, клубника. Еще несколько лет тому назад поляки “распробовали” ягодные поляны в Западной Украине и запустили конвейер поставок свежего лесного сырья отсюда в Европу. Это был самый дешевый, но одновременно и самый рискованный, учитывая нежность продукции, способ закупок. Со временем украинские фирмы освоили примитивный уровень переработки фруктов: их не чистят, не моют, а как сырье – только замораживают блоками и продают западным дистрибьюторам. Но сегодня наряду с этим полуфабрикатным производством вырисовывается новый качественный этап в переработке украинского фруктово-овощного сырья, самый выгодный для отечественных предпринимателей. Ведь за 100%-ное переработанное сырье, да еще и придержанное до “пикового” спроса, можно получить максимальную прибыль.

Внутренний рынок государства больше настроен на потребление замороженных овощей, чем фруктов. В несколько раз больший, чем Украина, покупательный потенциал имеет Россия. Ныне отечественный и соседний рынки утоляют его за счет дорогих западных продуктов.

Одна тонна картофеля, официально закупленная в Европе за 800 евро, на украинской стороне после всех таможенных и НДС-процедур вырастает в цене до 1000 евро. А, например, за килограмм клубники для наполнителей, который стоит в Европе 1 евро, украинские предприятия платят с растаможиванием уже до 2 евро.

Чтобы удешевить эти затраты, в Украину везут тысячи тонн нелегальной продукции. По неофициальной информации, только Киев ежедневно съедает до 5 тонн контрабандного картофеля фри.

На этом фоне большой запас замороженных картофеля специальных сортов, капусты, лука и других овощей имеют отечественные переработчики, у которых под рукой экологически чистое и недорогое агросырье, безграничный рынок в Украине и беспошлинный режим для этого вида товара в России.

- Этой осенью “ВАТТЮС” впервые планирует переработать 500 тонн картофеля и продать его в Киев, - делится намерениями директор предприятия. – Об этом уже есть договоренности с покупателями. Кроме того, попробуем еще замораживать яблоки. Если все удастся, то предприятие выйдет на 20-30% рентабельности.

Сертификация – проблема клиента

Продажа отечественных замороженных фруктов и овощей на Запад обычно не требует дополнительных усилий от переработчика. Дистрибьютор-иностраец или сам сертифицирует украинское производство, или ограничивается его посещением и визуальной оценкой.

- Если заказчика удовлетворяет технология и условия производства, - делится опытом Василий Талайло, - то он отгружает замороженные овощи-фрукты без лишних бюрократических формальностей.

А чтобы таможня выпустила продукцию из Украины, хватает экологического сертификата от ветеринарной службы. Его получение решается, как говорится, в рабочем порядке и без проблем.

Нашу беседу с директором несколько раз прерывали настойчивые звонки из Польши от дистрибьюторов, у которых как раз проснулся аппетит на украинские фрукты. Поэтому “в тему” международного разговора, я спросила Василия Талайло: “А какая ваша любимая ягода?” - “Та, которая в этом году принесет наибольшую прибыль. Назвать ее смогу зимой”, - ответил директор.



Сделано в AMT, 2003